Сергей ЧЕРЕЧЕНЬ: Минюст, «спасибо» за стабильность

Сергей ЧЕРЕЧЕНЬ: Минюст, «спасибо» за стабильность

Изменения в белорусское законодательство о деятельности партий и общественных объединений на самом деле зреют давно и должны быть внесены. Но, как это бывает у нас чаще всего, мир вокруг меняется гораздо быстрее, чем работает неповоротливая отечественная машина, призванная актуализировать и модернизировать нормы законов.  

Да, министерство юстиции провело колоссальную работу и вынесло на всеобщее обозрение обоснование необходимости принятия Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений». И по результатам этой работы даже как-то добавить нечего, можно сказать лишь одно: спасибо за стабильность.

По своей сути мы имеем только два едва заметных бонуса, которые вроде как должны облегчить общественно-политическую жизнь страны. Первое — это чисто техническая возможность проведения заседаний высших и руководящих органов в режиме онлайн. А второе — это то, что местом нахождения руководящего органа общественного объединения, политической партии, их организационных структур может являться место работы руководителя этой структуры, при получении на то письменного согласия руководителя юридического лица, работником которого является руководитель структуры.

И на этом всё, больше там просто нечего обсуждать. Даже два момента, выделенных мною выше, это скорее попытка хотя бы что-то увидеть позитивное. Скажем прямо, вопрос проведения партийных заседаний в режиме онлайн никогда не являлся принципиальным для общественности и больше разработан для поддержания IT-имиджа нашей страны.

А по месту нахождения руководящего органа имеется важный вопрос: что мешало заключению договора аренды юридического адреса? И если люди за кадром не будут вмешиваться в работу демократических структур, то эта норма может существенно облегчить работу общественных и политических организаций.

Также есть интересный пункт по поводу того, что общественные объединения могут выполнять работы и оказывать услуги для государственных нужд на договорной основе без образования коммерческой организации. Для кого этот пункт и для каких целей? На мой взгляд, это очевидная норма для провластных структур, потому как выглядит юридической лазейкой для прямого финансирования из государственного бюджета.

Некоторые эксперты поспешили позитивно оценить изменение, которое подразумевает сокращение числа учредителей, необходимых для регистрации партии, с 1000 до 800. Только что-то эти же эксперты позабыли, что последний раз новая партия у нас в стране была зарегистрирована почти 20 лет назад.

Так что все эти как бы прогрессивные предложения и демократичные обсуждения никаких результатов не дадут. Основная часть в новом документе — сплошная вода, которую переливают из пустого ведра в порожнее. И  пока не будет единого отношения со стороны госорганов ко всем организациям, пока не будет настоящей либерализации действующего законодательства, то править будет жёсткая дискриминация по общественно-политической принадлежности и сохранится тот порядок, к которому за много лет все привыкли.

Сергей ЧЕРЕЧЕНЬ,
председатель партии БСДГ