Сергей Черечень о реформе образования в Беларуси

Сергей Черечень о реформе образования в Беларуси

Почти два года прошло с момента проведения республиканского педсовета, во время которого министр образования Карпенко предложил отменить экзамены при поступлении в гимназии. И чего добились? Превратили все учебные заведения в «общеобразовательные», а детей лишили стимулов и мотивации.
На словах хотели облегчить некоторым детям школьную жизнь, а на деле просто понизили уровень всех – до того самого «общеобразовательного».

Одаренных лишили возможностей, а всех остальных – мотивации. Потому что незачем напрягаться. Хотели социальной справедливости и равнодоступности, а получили равенство без критериев и одинаковое безразличие к учебному процессу.

Детям нужны стимулы, любознательность и устремленность, а не уравниловка и апатия. Им нужны знания, а не министерские декларации. У детей, которые обладают неординарными способностями, просто отобрали на старте все преимущества и указали, что за них все решат другие – что оценивать и как это делать.
И принципы справедливости у министра Карпенко, мягко говоря, искаженные. Даже если и выравнивать общий образовательный уровень, то равняться надо на лучших. Слабым надо помогать стать сильнее, а не делать сильных слабыми.

Школа и гимназия должны отличаться. Потому что в школе не всем нужны качественные знания. И сильные дети страдают из-за того, что трое в классе вообще ничего не понимают, а еще пятеро и понимать ничего не желают. Я сам учился в лицее и хорошо помню, как это происходит. У нас были поступившие вне конкурса. И кто от этого выигрывал? Никто. Потому что они и для других все процессы тормозили, и сами за остальными не поспевали. А учителям приходилось делать вид, что так и надо. Теперь же никому даже делать вид не приходится – министр все решил за других: за учителей, за детей и за их родителей.

А почему в таком случае не отменить и экзамены при поступлении в университеты? Пусть бы у всех тоже были возможности получать высшее образование – по месту жительства, по месту работы родителей или просто по местам боевой славы бабушек и дедушек.

То, что министр Карпенко попал в министерское кресло без надлежащего отбора и справедливых испытаний еще не значит, что вся страна должна жить по такому же принципу со школьного возраста. Ведь в итоге страдают дети, которые хотят учиться и обладают незаурядными способностями, потому что в классах царит усредниловка – равняются не на лучших из лучших, а на обычных, серых, ниже среднего… В итоге дети с малых лет теряют мотивацию – для чего стараться, если они и так учащиеся гимназии? Тем более, что и нет больше никакой разницы между школой и гимназией…

И напоследок задачка для министра образования Карпенко. Если сложить между собой пионерский галстук, школьную форму, значок БРСМ, 10 баллов по труду, один урок белорусской литературы в неделю и умножить это на равнодушие идеологически правильных педагогов и принципы равнодоступности на общее образование, то сколько и каких мы в итоге получим граждан страны?

Сергей Черечень,
председатель БСДГ